Как «Чёрная рука» дотянулась до Гаврилы Принципа и развязала Мировую войну. Самый таинственный заговор XX века

Её председателем только что провозглашен начальник белградской жандармерии Радивоевич, секретарем – хозяин квартиры, майор Вемич. Впрочем, настоящий лидер пока не занимает никаких официальных постов. Этот огромный, похожий на быка мужчина с лихо закрученными черными усами – Драгутин Дмитриевич, начальник сербской контрразведки, которому позже предстоит сыграть ключевую роль в развязке военных действий в Европе.


Драгутин Дмитриевич
Фото:
wikipedia.org

Who is Mr Apis?

Историки до сих пор спорят о том, кем был Драгутин Дмитриевич. Одни называют его предателем, другие – величайшим патриотом сербского народа.

Имя поручика Дмитриевича, прозванного Аписом – быком (серб. яз. – прим. ред.) – за крутой нрав и огромный рост, впервые прогремело в 1903 году. К этому времени в армии Сербии назрело недовольство действиями короля Александра. Задержка зарплаты офицерам, брак с некоронованной особой, ограничение полномочий парламента (Народной скупщины) – все это делало короля неудобной фигурой в глазах сербской элиты. К тому же, на трон давно претендовала династия Карагеоргиевичей. И среди младших офицеров назрел заговор против короля.


Король Александр I Обренович
Фото: wikipedia.org

Первая попытка убийства Александра оказалась неудачной – король не явился на бал, где его ожидали. Провалилась и вторая. Третью подготовили более тщательно: в ночь на 11 июня 1903 года к резиденции короля выступило несколько сотен офицеров сербской армии под предводительством Дмитриевича. Александра и его жену Драгу расстреляли, а потом изрубили саблями в королевской спальне. Сам Дмитриевич в результате был тяжело ранен. Европа и Россия выразили протест, но Народная скупщина, не обращая внимания на реакцию мирового сообщества, открыто провозгласила Дмитриевича «спасителем отечества».

Королем стал Петр Карагеоргиевич. При новой династии Дмитриевич был всячески награжден и обласкан, изучал новейшие тактические методы ведения войны в Германии и России, участвовал в обеих балканских войнах. Он, однако, хотел большего.


Король Петр I Карагеоргиевич
Фото: wikipedia.org

При Карагеоргиевичах тесная связь Сербии с Австро-Венгрией стала ослабевать. Внешняя политика стала приобретать пророссийскую направленность. К тому же, наметился курс на консолидацию всех южных славян, что укрепляло позиции Сербии на мировой арене. В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, которые официально относились к Османской империи. Последней на тот момент хватало внутренних проблем, и протестовать она не решилась. А вот Сербия возмутилась: как-никак, две империи распоряжались землями, изначально принадлежавшими ей… Началась мобилизация. Мир оказался на грани войны, и в Австро-Венгрии уже прикидывали, как будут делить Сербию на три части. Сербия же надеялась на поддержку России. Надежды себя не оправдали: после тяжелых переговоров с Австро-Венгрией и Германией Николай II вслед за прочими европейскими державами признал аннексию Боснии и Герцеговины. Сербии ничего не оставалось, как согласиться.

Тут-то и вернулся на сцену большой политики Апис, теперь уже овеянный славой молодой полковник. Он категорически не соглашался с тем, чтобы сербские земли оставались разделены…

«Млада Босна»

Ну в самом деле: Македония – османская, Босния – Австро-Венгерская, а ведь идея создания единого южнославянского государства витала в воздухе с семнадцатого века…

Так и возникает организация «Единство или смерть», тайное общество сербских офицеров-националистов, мечтавших создать великое государство, где под властью Сербии объединятся южнославянские народы.

А через год в куда более бедной комнате города Мостар собираются горячие студенты и школьники, тоже мечтающие перекроить карту мира. В сущности, именно это они в итоге и сделали. По примеру других европейских революционных организаций, эта получает название «Mlada Bosna» – «Молодая Босния».


«Весна в Мостаре», Т. Чонтвари, 1903 год

У них куда больше общего с российскими народовольцами, чем с «Черной рукой». Офицеры не собираются изменять миропорядок – только границы Сербии. Студенты же мечтают об атеистической свободной республике, где правила бы справедливость. В «Молодую Боснию» входят Владимир Гачинович, Данила Илич, Мустафа Голубич и другие несовершеннолетние пассионарии – например, Гаврило Принцип – хрупкий юноша с туберкулезом и неразделенной любовью.


Гаврило Принцип
Фото: wikipedia.org

С «Черной рукой» считается сам король Петр, прекрасно помнящий конец своего предшественника и то, кому он обязан восхождению на престол. А вот «Молодую Боснию» не принимают всерьез.

Дмитриевич, ставший к тому времени фактическим главой «Черной руки», одерживает одну победу за другой в ходе Балканских войн. Сербия присоединяет Македонию. «Черная рука» уже не столько тайная организация, сколько престижный офицерский клуб для высших чинов.

Лидеры «Молодой Боснии» заканчивают обучение в университетах, а заодно учатся стрелять. В качестве методов они выбирают теракты. В то время и в том месте наиболее популярным выражением политической позиции у молодых революционеров были убийства высокопоставленных особ. В этом «младобоснийцы» тоже подражают российским анархистам. Героем они считают Богдана Жераича – террориста, совершившего в 1910 году неудачное покушение на генерала Варешанина, губернатора Боснии. После провала Жераич покончил собой и был похоронен без отпевания за оградой кладбища. Владимир Гачинович пишет о нем брошюру «Смерть одного героя», превознося Жераича как борца с австро-венграми, а Гаврило Принцип тайком устанавливает на его могиле деревянный крест.


Богдан Жераич
Фото: wikipedia.org

Шансов прийти к власти у студентов практически не было, но в своих мечтах они строили просвещенную либеральную республику, устроенную сообразно марксистским идеям («Млада Босна» поддерживала тесные связи с русскими социалистами, ее лидер Гачинович активно общался с Троцким, Луначарским, Зиновьевым). Тем удивительнее, что они сошлись с националистической «Черной рукой». Единственное, что их объединяло – это панюгославизм. Тем не менее, высокопоставленные офицеры оказали поддержку юным нищим студентам и даже снабдили их оружием и ампулами цианистого калия. Оружием – чтобы убить эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда. Цианистым калием – чтобы после этого покончить с собой, остаться неопознанными трупами, которые никто не свяжет с «Молодой Боснией». Однако что-то пошло не так, и в ампулах оказался не цианистый калий, а некий слабый яд, вызвавший у заговорщиков только рвоту.


Эрцгерцог Австрийский Франц Фердинанд
Фото: wikipedia.org

Развязка

Дальнейшая история всем известна. Шестеро заговорщиков отправляются на теракт, Неделько Чабринович швыряет бомбу – неудачно. Гаврило Принцип, не понявший, что теракт провалился, идет в кафе отмечать убийство эрцгерцога. Тот, тем временем, продолжает дорогу. Шофер сбивается с пути и выезжает прямо к кафе, из которого выходит Гаврило. Тот, поперхнувшись кофе, делает несколько выстрелов почти наугад и в итоге убивает и Франца Фердинанда, и его супругу. Колесо истории делает поворот.


Эрцгерцог Франц Фердинанд с супругой за несколько минут до покушения гибели
Фото: wikipedia.org

Вряд ли Гаврило Принцип, умерший в тюрьме от туберкулеза (его как несовершеннолетнего приговорили к двадцати годам заключения вместо смертной казни) думал, к чему приведет его выстрел. А привел он не только к миллионам смертей, но и к тому, что после окончания Первой Мировой войны в 1918 году было образовано новое государство – Югославия, объединившее Сербию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Словению, Далмацию и Черногорию. Так сбылась мечта членов «Черной Руки» и «Молодой Боснии» об объединении южнославянских земель. А после Второй Мировой, когда к власти пришел лидер югославских коммунистов Иосип Броз Тито, социалистический строй Демократической Федеративной Югославии (впоследствии Социалистической Федеративной Республики Югославия), пожалуй, пришелся бы весьма по вкусу юным студентам, жившим на границе эпох.

Впрочем, никто из лидеров «Молодой Боснии» не дожил до того момента, когда их мечта сбылась.

Анна Долгарева

Оригинал на сайте «Пятого канала»