Для того, чтобы понять, что такое «Бессмертный полк», с чего он начинался и, чем он стал, давайте отмотаем время немного назад и постараемся мысленно вернуться в 90-е. Те, кто тогда рос, наверняка помнят, как проходил День Победы. Стране, тогда было, мягко говоря, не до этого. О ветеранах вспоминали раз в год. А слезы на их глазах были не столько от горьких воспоминаний, сколько от горькой реальности.
И было какое-то щемящее чувство, что всё страшное и, в то же время, великое, что они пронесли через годы, растворяется. Что вместе с каждым ушедшим ветераном уходит и частичка народной памяти, и скоро не останется от неё и следа, и не будет больше гордости за Победу, восхищения подвигом, горечи утрат. Будут концерты по телевизору, но поп-певцы уже не смогут знать, о чем они поют.
Источник: slavgorod.com.ua
И вот в 2011 году в Томске журналисты Лапенков, Колотовкин и Дмитриев придумывают «Бессмертный полк». Потому что живых ветеранов действительно становится все меньше. Потому что в торжественных шествиях на День Победы все меньше их лиц. Потому что наша память об одном из самых страшных и героических периодов русской истории умирает вместе с этими бабушками и дедушками, с их хрупкими костями и истончившейся от старости кожей, с их выцветшими глазами и уставшими сердечными мышцами.
Фото: Пятый канал
И на улицы российских городов каждый год выходят дети, внуки, правнуки фронтовиков, неся их портреты. Это — «Бессмертный полк».
Сейчас в нем принимают участие люди более чем из восьмидесяти стран. Это и США, и Япония, и Великобритания, и ЮАР, и, честное слово, Люксембург. А в Донецке и Луганске рядом с портретами ветеранов Великой Отечественной несут портреты тех, кто погиб в наши дни, на новой войне.
Фото: Пятый канал
Это мировой «Бессмертный полк», это старики, не дожившие до наших дней, идут по планете, идут в строю, который не дрогнет уже, это вот они, отстоявшие наш мир у зла — настоящего, черного, беспримесного зла.
«Бессмертный полк», в каком-то смысле, антагонизирует другому явлению, которое связано с победой — это всем известные георгиевские ленточки. Их зачастую носят люди, не имеющие никакого отношения к войне, — носят на сумках, привязывают к антеннам на автомобилях, чуть ли не вплетают в шнурки — и понятно, вроде бы, что таким образом они хотят выразить свое отношение к ветеранам и Дню Победы, но получается попросту глупо и пошло. Впрочем, каждый выбирает для себя, как ему солидаризироваться.
Источник: GLP
Отвратительнее всего, пожалуй, надписи на автомобилях «На Берлин» и «Можем повторить». Иди, герой, повторяй: в дырявых сапогах, выпив фронтовые сто грамм, поднимайся в полный рост под обстрелом, бери гранату, выдергивай кольцо, ложись под танк. Ты не можешь повторить. Уйди, не позорься, — хочется проорать вслед.
Источник: roman-sha.livejournal.com
Современный дискурс пытается нивелировать смысл Победы, сведя ее к ура-победительским лозунгам. Но нельзя не помнить, что потому так и велик этот подвиг советского народа, что он дался очень страшной ценой. Что эти бабушки и дедушки с по-птичьи хрупкими запястьями и тонкой, как бумага, кожей, видели ад и запределье боли. И вот эти люди, портреты которых мы несём 9 мая, — они это не просто видели, они это пережили, они это превозмогли. Об этом вообще невозможно говорить без страха и преклонения.
Фото: Пятый канал
Они умирают, уходят к своим фронтовым товарищам, превращаются в белых журавлей — но память о них с нами, и мы говорим об этом. Вот они, с нами, с их страшным прошлым.
Звучало в 90-х в России, а сейчас звучит за рубежом, что Сталин и Гитлер, мол, во Второй мировой были одинаковым злом, что сейчас, возможно, мы «пили бы баварское», — никуда не денешь эти попытки уничтожить, переписать нашу историю. И ведь раньше почти и не было никого, кто тогда встал бы рядом с хрупкими старенькими ветеранами против «прогрессивных историкописателей». Теперь есть. «Бессмертный полк», начатый всего тремя томскими журналистами разросся сначала на всю страну, теперь и на весь мир. Сам, не из-под палки, по народной воле. И теперь ясно, память и гордость не умрут никогда.
Анна Долгарева
Оригинал на сайте «Пятого канала»