Соловецкие мотивы

Так выпал снег — и стал нездешний свет,
Мерцание и хрупкость. Было тихо.
Дорога шла, как будто в небо выход,
В печи горел помятый ком газет.

Прости меня, прости меня, прости
За это горькое, за это человечье,
Как жар в крови, как детское увечье,
Как бьющийся воробышек в горсти.

И был мороз и под ногами хруст,
И дым над домом поднимался выше.
Под полом сладко засыпали мыши,
И тишина была легка, как грусть.

***
Когда наступают морозы, бледнеет листва,
Такая прозрачность, что ночь на себя непохожа.
Последние яблоки время в ведерко сорвать.
Зимой — на варенье, в пирог пригодятся же тоже.
Последние дни. Одичавшие плачут коты.
И печь этот терпкий пирог с паутинкой мороза,
На мелкие дольки — и ты его пробуй, и ты,
И лист на крыльце так отчётливо темен и бронзов.
За всех уходящих, ушедших на эту войну
Так печь этот сладкий пирог из последних из яблок,
Раздать по селу и нырнуть у крыльца в тишину —
Смотреть, как на ветку присел остающийся зяблик.
***
Пахнет осень декабрьскою стынью,
Серый свет от зари до зари.
И в холодном графичном предзимье
Так отчетливы монастыри.
Словно твердою черною кистью
Кто-то вычертил их купола,
И когда желто-красные листья
Пали — есть только краска бела
Для густого в низинах тумана,
Да и черная — ветки, кресты.
Словно дождь — это светлая манна,
Что напоит голодные рты.
В одинокости горькой, нелепой
Мне так хочется частью их стать —
Монастырских часовен да клетей,
Где застелена строго кровать.
Но облипли грехи, не пускают,
В каждой крови нам родственник Каин,
И стоят они в строгой тиши
Только Бог им великий хозяин,
Опекающий деток меньших.
***
***
Кто я среди черноты и крестов, и столбов,
Кто я среди глинозема раскисшей дороги?
Маленький лишь человек, познающий любовь,
Медленно, Господи, словно пешком за отроги
Чёрных базальтовых гор все иду да иду.
Впитывая любовь к Твоим каждым твореньям.
Красные яблоки дома созрели в саду,
Вот мой нехитрый подарок: пирог да варенье.
Господи, я возвратилась с войны, и смотрю:
Нет ни меня, ни любви моей, даже и речь моя
Словно чужая, и я как ребенок — в зарю
Долго смотрю, ведь она-то не я, она вечная.
Выцвели клены, каштаны, сронив кругляши
Пахнут пронзительной осенью, словно бы в детстве,
Как собирал и каштаны, и листья. Души
Плач мой прими же, Господь. Больше некуда деться.
Буду глядеть на косые линейки дождя,
Ехать по этим пейзажам, едва ли знакомым.
Боже мой, Боже, куда Твое делось дитя?
Ты отыщи меня, ты возврати меня к дому.

***

То серенький барак, то желтенький барак,
В посёлке два ларька: «Продукты», «Промтовары»,
Закроются к шести — учись покою так;
Особенный покой, доступный только старым.

Я старости боялась. Я хотела быть
Ребёнок и цветок, и я такой осталась.
Но тоненький дымок выходит из трубы,
И я иду в снегу и постигаю старость.

Как век и век назад, колокола звенят,
У монастырских стен живёт большая кошка.
И в белое ничто устремлена лыжня,
И печку затопи, и снег впусти в окошко.

 

***

Зимой в России не остаётся цвета:
Белые монастыри и холмы, долгие ночи.
Даже ели теряют зелень, остаются тёмные силуэты,
Потому что на фоне белого бессильны прочие.

Ничего лишнего, человек выцветает до очертаний
Человека; растворяется среди ряби березовой.
Километры молчания, словно на белом лике рта нет,
Словно речь человечья выедена морозами.

И человек уходит, белый на белом,
Теплые руки ко рту подносит и выдыхает дым.
Так мёртвый ощущает своё фантомное тело,
Но не чувствует ни запаха ветра, ни вкуса воды

***

Клеенка — да — на кухне,
и на ней
Рисунок: вишни. И она была там
всю жизнь мою,
(а жизнь мала —
как атом,
была мала, и свечечки ясней).

И чай — вторая, кажется, заварка,
поскольку денег вовсе не хватало,
и буква «М» светилась ярко-алым,
как выглянешь в окно,
и было там осенне и темно,
а в кухне, возле батареи, жарко.

И мне пять лет.
И я тогда впервые
осознаю отчетливо и звонко,
что это никогда не повторится,
и потому запомнятся худые
деревья в парке, желтая клеенка,
присевшая на подоконник птица.

Есть только этот миг существованья.
На стуле трещинка, шуршанье тараканье,
и он умрет сейчас —
но и продлится.

Допили чай и выключили свет,
и длилась жизнь с привычным ей усердьем,
Но с этим знаньем, ясным, словно смерть,
я потеряла детское бессмертье.

***

Деревянный домик обступали леса,
из зеленого только ель да омела.
Весна наступала через полчаса,
а я ее ощутить не умела.

Это то, с чем не справляется даже огонь
масленичный, блины, рукоделье.
Русская смерть, русская хтонь,
русское запределье.

Это оглушительная близость небес,
богонаходительное одиночество.
Хоть до конца жизнь бреди через лес —
нет уверенности, что он закончится.

Так вот, весна наступала через полчаса,
а вокруг луны полыхало гало,
на столе были водка да колбаса
и морозная ночь стояла.

Это наша форма смертной любви —
русская зима, ледяная упрямица.
И этот текучий холод в нашей крови
Никогда не растворяется.

***

Кресты на лёд отбрасывали тень.
Великий пост пришел в последний день
зимы, не знавшей своего предела.
Так близко подступало в тишине
большое небо, рассыпая снег,
и, как пододеяльник, было белым,

Как будто не ничей, а вовсе чей
ты, человек. И в пламени свечей
дышало нечто тайное, живое,
как подо льдами спящая вода,
как над крестами белая звезда,
как Новым годом пахнущая хвоя.

О чем еще и рассказать, как не
о том, как проступает в тишине
дыханье, порождающее слово.
Оно уже содержит и меня,
и мрак ночной, и наступленье дня,
и детский смех, и горький дух еловый.

***

Будучи истинным панком,
посреди войны
я
встала
и заговорила так, словно не было ни самолетов, ни танков,
Мариуполя не было, харьковского отступления не бывало —

я
заговорила
о снеге.
лежащем, как старое тяжелое одеяло
из восьмидесятых еще, в маминой полузабытой квартире.

Вероятно,
я
хотела
сказать
о мире.

А слов-то и не осталось, кончились все слова,
а я говорила об ощущеньи сродства
с тишиной, но тишина забивала рот мой.
В это время попал под «Грады» знакомый ротный,
или это было год назад — но время не имело значения.

Воздух свистел, словно его разрезали качели.

Это, кстати, к вопросу,
существует ли поэзия после,
существует ли поэзия возле.
Существует ли поэзия вовсе.

Тем не менее, вне зависимости от того, насколько
у меня получалось протолкнуть слова через горло,
снег сиял, словно горный хрусталь на сколах,
словно это какой-то чудный потаенный город,
а не наша реальность, перемешанная с кровью,
с грязью, а только светлые кровли,
колокольный звон,
покаянный канон,
каждый будет спасен.

И ведь это правда, каждый будет спасен,
иначе зачем это все.